О многих сторонах жизни Моисеева, освещенных на сайте, Владимир Борисович говорит: «Ну это же наше». Справедливо. Поговорим об общественном.
В институте психологии Академии наук ведутся исследования, касающиеся хореографии. Примечательно, что входят они в комплексную тему «Психологические особенности творческой деятельности в сложных и экстремальных условиях». Что характерно. В них систематизируется то, что должен знать каждый хореограф, но реально не знает и каждый педагог. «Хореографические способности состоят из следующих компонентов:
- музыкально-двигательные,
- мотивационно-личностные, (с этим не сложно)
- интеллектуально-творческие (а вот эти способности составляют проблему. Так как без них нет осмысленной хореографии). И эти качества должны у пришедшего в хореографию уже быть. Развивать их в коллективе нужно. Как делали И.Моисеев, Н.Надеждина, М.Кольцова и др. Но часто этого не происходит. И некому. И некогда.
Результаты исследований этой проблемы сообщались на междисциплинарной международной научно-практической конференции «Простор арт-терапии: возможности и перспективы». Где часто цитируется Владимир Моисеев, осовременивший дело его деда. Вокруг имени Игоря Александровича много не только похвал, а даже восхвалений, но кроме уважаемой Е.Щербаковой у него нет прямых учеников. Владимир пытается быть его последователем.
Что такое хореографические способности и способности в частности? – задала я вопрос.
Владимир Борисович справедливо считает, что это свойства личности, необходимые для ее успешной деятельности. Опираются они на биологические задатки. И проявляются в сенсорной (слух, зрение), физической (моторике) деятельности человека, интеллекте и общении. В результате чего создается творческий продукт или идея.
Что такое хореография? Это общение, - считает В.Моисеев. Выразительные движения, жесты являются средством выражения эмоций и способом коммуникации. «Скажу более, - утверждает он, - пантомимические и танцевальные движения – это первооснова языка. Как писал Б.Г.Асафьев – это «пластическая интонация».
В нашей школе, в которой мы работаем практикуется хореографический пересказ короткого литературного или музыкального произведения. Воспитывается внутренняя свобода. Нами разрабатывается на основе творчества Игоря Александровича и зарубежных хореографов учебно-тренинговая программа на основе свойственных хореографическому обучению принципов: личной активности, зрелищности, индивидуализации, осознанности доступности.