суббота, 8 декабря 2012 г.


Отрывок из выступления Дарьи Кашиной на научной коференции Киевского института культуры
"Желание"

    Просто очень захотелось, - так может объяснить непрофессиональный танцор, почему он оказался в вихре танца.
     А профессиональный имеет другое желание - прилично заработать. 
     "Не терплю, - говорит знаменитый хореограф Юлиана Малхасянц-когда молодежь говорит - "отработаем". Танец - это не работа. Это порыв". И к этим словам мог бы присоединиться Владимир Моисеев. 
     "Как молоды они были, как верили в себя!" исполняя как партнеры на сцене Большого народные танцы в балетах. 
     Юлиана Геннадиевна, поставившая лучшие балетные спектакли красноярского театра, могла бы создать замечательную концертную программу народникам. Она знает, что душа народного танца, которых она исполняла множество, находится на грани импровизации. 
     Сделав танец витриной и формой пропаганды, Игорь Александрович Моисеев один сумел не оторвать его от истоков. Будто сам был тем звеном между сценой и народом, которое ныне утрачено. Он имел энциклопедические знания и один делал то, что сейчас делает штат людей. Причем, штат только хореографов, а не специалистов, знающих, как он, об истоках. А истоки - уникальны. В одной деревне было записано 47 вариантов одного и того же танца.
     Худруки, хореографы, несмотря на колоссальные материальные и организационные сложности, продолжают работать в то время, как увеличение госфинансировани ждать наивно. Удивительно, что у них в работе возникают такие интересные начинания, как конкурс на создание лучшей уральской кадрили в рамках Всероссийского фестиваля на приз О.Н.Князевой в Екатеринбурге. Или конкурс танцев, отражающих, отражающих народные промыслы России, который уже десять лет существует в городе Кирове на приз В.М.Захарова. Лидером в поисках, конечно, является творческая мастерская на базе ГААНТ имени И.Моисеева.
     Среди новых явлений заметно то, что появилось большое колличество номеров, исполняемых босиком и назывемых "льняными танцам".
     Ближе всего к фольклору за счет искренности стоят синкретические ансамбли, где музыка и песни, слова и призказки исполняются самими танцорами.
     Хорошей идеей обновления В.М.Моисеев считает сценическую интерпретацию фольклора в новых условиях.
     Владимиру Борисовичу довелось оживлять убитую душу некогда душевных танцев, ставших "номерами". 

     - Нужно формировать фольклорное движение России, - считает он. - Обратите внимание, - подчеркивает он, - что кафедры народного танца есть только в Башкирии и Чувашии. А в огромной России их нет.
И его цель - иметь такую же учебную базу, как существует при коллективе его деда. 
     Как выглядит сейчас непрофессиональный танец, называемый народным и исполняемый профессионалами? Это медленный выход девушек, удалой выход юношей, массовая парная пляска. Любые из этих элементов повторяются как в калейдоскопе: дробь, присядка, ход, припадания, "моталочки", "ковырялочки". Это похоже на цирк. Иногда со сложными трюками. Это было в рецензиях французских газет на гастролях коллектива Танцы Сибири в 2012 году. Поэтому антрепренеры чаще всего приглашают народников в цирковые шоу, как, например, белорусский коллектив. Где в шоу много пиротехники, огня и дыма.  "Аж тошнит!",- процитировали красноярские журналисты артистку ансамбля Ольгу Савченко, уставшую от повторения одинаковых движений.
     А ведь когда-то это были, например, кадрили в десятках вариантов одного танца. Разве умеет кто-то из танцоров просто и невыученно выйти и "закадрить" девушку танцем.  Если это проэкспериментировать на студенческом вечере обычного вуза, где девчонка ответит танцем из незаученных движений - в танец вернется жизнь. 
     Но пока танцорам надо отдохнуть, отрепетировать набор движений и снова - в "чес". 
     Такова жизнь. Государство или собственный труд, как в старину, артиста не кормит. Вот и сегодня  "за окном самолета о чем-то поет" не зеленое море тайги, а Китайское море. Гастроли - единственный заработок для окормления той души, о которой речь.