суббота, 1 октября 2011 г.

Владимир Моисеев: «Мы пришли дать Ансамблю танца Сибири новое дыхание»


Владимир Моисеев

В юбилейный год у Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко появился новый художественный руководитель. Его фамилия — Моисеев — говорит сама за себя. Владимир Борисович — внук Игоря Александровича Моисеева, знаменитого основоположника жанра народно-сценического танца. В интервью «ВК» он поделился своими представлениями о будущем этого направления и о том, какие задачи он ставит на ближайший год перед ансамблем им. Годенко и перед собой на посту его творческого лидера.

Ближе по духу

Решили из классического танца вернуться в народный, Владимир Борисович?

А я с ним и не расставался. Да, у меня классическое образование, окончил Московское хореографическое училище. Но я был не классический, а характерный танцовщик, амплуа у меня гораздо шире. В Большом театре, где я отработал 28 сезонов, прошел путь от артиста кордебалета до ведущего характерного танцовщика. Танцевал всю палитру Большого театра — и классику, и гротесковые, и драматические роли. Потом, кстати, этот опыт очень помог мне, когда со своим партнером Евгением Амосовым я с нуля создал Русский национальный балетный театр.

Это классический балет?

Да, репертуар традиционный — Чайковский, Минкус... Первое время сам танцевал в нем какие-то партии, но для меня это больше опыт продюсера. И небезуспешный — мы провезли наш театр по всему миру. Сейчас дела там налажены неплохо, и я собираюсь как можно больше сил и времени посвятить Ансамблю танца Сибири.

Почему все-таки приняли приглашение его возглавить?

Народный танец всегда был мне ближе по духу. Я вырос в этой атмосфере, вся жизнь нашей семьи прошла в Государственном академическом ансамбле народного танца, который сейчас носит имя его основателя Игоря Александровича Моисеева. Так что и жанровую, и репертуарную специфику такого ансамбля я знаю прекрасно. Больше скажу — после того как я доказал деду свою состоятельность, я должен был принять у него ансамбль, к этому вела вся логика событий. Но его окружение сделало все, чтобы мне помешать. Что ж, меня это только раззадорило. А сейчас, надеюсь, смогу быть полезным ансамблю им. Годенко.

С Михаилом Семеновичем вам довелось встречаться?

Я помню его коллектив на самом пике славы. А в 1980 году, будучи еще студентом, принимал участие в программе Олимпиады, которую он ставил. У Михаила Семеновича было свое направление в народном танце. Может, он и не уделял такого внимания академизму, как это было принято в ансамбле Моисеева. Но Годенко создал уникальный ансамбль — со своим неподражаемым языком, своей удивительной лексикой, своим ритмом исполнения номеров, своим колоритом. Скажем, такая симпатичная особенность, как девушки-блондинки в его ансамбле, — это не просто какая-то иллюстрация, а очень грамотный прием. Который работает до сих пор, в том числе и на уровне физиологии, инстинктов — мужская половина всегда реагирует очень благожелательно, когда на сцену выходят белокурые девушки. (Улыбается.)

Вечный танец

А есть ли вообще перспективы у народно-сценического танца, как вы считаете?

Отвечу вопросом на вопрос: а есть ли будущее у фольклора? Мне кажется, он вечен, как вечна сама жизнь, это наши истоки. Меняться будут лишь формы жанра, в соответствии с духом времени.

В таком случае, насколько соответствуют духу нынешнего времени те некогда популярные формы, которые предложили корифеи жанра — Моисеев, Годенко? Что нужно, чтобы оставаться современными сегодняшнему зрителю?

Вы задаете глобальный вопрос, который вообще уместно было бы обсудить на большом круглом столе. Собрать со всей страны руководителей подобных коллективов и подумать, подискутировать всем вместе. Потому что сейчас все наши народные ансамбли стоят перед этой проблемой. Если называть вещи своими именами, жанр, по большому счету, в упадке.

В чем причина?

Их множество. Но они неразрывно связаны с жизнью нашего общества. Скажем, когда Михаил Семенович Годенко создавал ансамбль, в стране был общий подъем, дух был другой. Существовало множество детских фольклорных коллективов, студий, танцевальных школ. Сейчас у молодежи прагматичный подход к жизни, профессия артиста не столь престижна, как прежде. Это сказалось и на состоянии Ансамбля танца Сибири — в нем осталось не больше 50 танцовщиков, хотя академический состав — это как минимум 75 человек. Мы объявили конкурсный набор.
Проблема и с талантливыми молодыми балетмейстерами, особенно в народном танце — сейчас они стали настоящей ценностью. Я лично за последнее время не встречал среди молодых хореографов ни одной яркой личности, подобной тому же Годенко. Но, разумеется, руки опускать не стоит, нужно искать выход из положения. Один из таких путей как раз и осмелились предложить мы с Алексеем Юрьевичем Садовским, новым генеральным продюсером ансамбля.

В чем его суть?

Прежде всего новому руководству такого коллектива надо осознавать свою ответственность перед художником, который его основал. Наша задача, задача его преемников, — привести в должное состояние наследие Годенко и бережно его сохранять. К счастью, есть записи концертов. Можно посмотреть, как исполнялись танцы при жизни их автора, какой была в оригинале их драматургия, позиции рук и ног артистов и т. д. И уже на этой основе можно развиваться дальше.

В сторону прежде всего фольклорную?

Фольклорную и эстрадную — такая широта творческого диапазона была заложена самим Годенко. Вспомните хотя бы его номер «Речники» — это явный стиль мюзик-холла.

Ваш предшественник Виталий Бутримович предложил для ансамбля спектакль-танго. Насколько он уместен в репертуаре такого коллектива?

Спорный вопрос. С одной стороны, право на эксперимент есть всегда. Но ради эксперимента нельзя жертвовать основным репертуаром, оставлять его на задворках, как произошло в данном случае. Мы же — подчеркиваю! — пришли дать коллективу новое дыхание, но создаем свою программу на основе первоисточника. Приглашаем на проект8-10 балетмейстеров, которые поставят к юбилею ансамбля как минимум 14 номеров. Это и опытнейшие профессионалы — как, например, известный белорусский хореограф Николай Григорьевич Дудченко, который ставит сейчас в ансамбле русский танец и крутуху, это очень колоритная славянская полька. И пригласим несколько молодых балетмейстеров, которым предложим поставить что-то современное, как раз в духе времени. В этом, конечно, есть доля риска — ну а как без него? Посмотрим, что получится. На юбилей также ожидаются со своими номерами гости — артисты ансамблей им. Моисеева и «Березка», хора Пятницкого. Собираемся возродить собственный оркестр — академический ансамбль не может существовать без живого звука, это особый колорит и статус, в конце концов. Сейчас ищем достойного дирижера.

Сами будете здесь что-то ставить?

На ближайшем этапе нет — прежде хочу войти в коллектив, присмотреться, понять его нужды и возможности. Я ведь только 13 января был представлен людям в своем нынешнем статусе. Кстати, мы сразу дали им понять, что пришли заниматься творчеством, а не некими реорганизациями. Хотя, понятно, что для ансамбля все эти перемены — в любом случае колоссальный стресс. Тем более в условиях некоторой политической неопределенности... Нас с Алексеем Юрьевичем с согласия теперь уже экс-губернатора Александра Хлопонина пригласил сюда министр культуры края. И хочется надеяться, что край сейчас возглавит человек, который знает и понимает его нужды. Не секрет, что искусство для новых руководителей не на первом месте, им нужно время, чтобы во все вникнуть. А для нас время — самое ценное. Век артиста короток. И ему нужно успеть не только творчески себя проявить за эти годы, но, как и любому другому человеку, решить какие-то чисто жизненные задачи — завести семью, обеспечить ее. Значит, нужна достойная оплата труда. Трудно сохранить в хорошем состоянии выдающийся коллектив, признанный на мировом уровне, если местные власти не будут понимать его особую ценность.