Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко переживает второе рождение. В минувшем году коллектив успешно гастролировал по России. Труппу пополнило молодое поколение артистов.
Наш собеседник — художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист РФ Владимир Моисеев.
О гастролях и преемственности поколений
— Владимир Борисович, что было сделано за два года вашего руководства ансамблем танца Сибири имени Михаила Годенко?
— Мы многое успели сделать, коллектив воспарил, как Феникс из пепла. Пришли новые ребята. Они украсили и омолодили ансамбль. Это подстегнуло бывалых артистов, задача которых — передавать молодым опыт, манеру исполнения, стилистику уникального танца, созданного Михаилом Семёновичем Годенко. Я рад, что в ансамбле танца Сибири возобновилась преемственность поколений. Впереди нас ждёт серьёзнейший этап — выход на мировой уровень. Коллектив готов к завоеванию мирового творческого пространства. В репертуаре есть новые интересные постановки, соответствующие традициям стиля ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко. Будем показывать уникальный сибирский колорит, народно-сценический танец за границей.
— Какие договорённости уже существуют?
— Есть поговорка: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Давайте пока сделаем первый шаг, проведём задуманный ближайший тур по Европе. Параллельно ведутся переговоры с теми странами, где уже бывал коллектив — в Юго-Восточной Азии, в Северной и Южной Америке. И Китайская народная республика, надеюсь, будет «охвачена». В данном случае разговор идёт на уровне министерств культуры двух стран.
— Какая молодёжь пришла в ансамбль — это исключительно выпускники Красноярского хореографического училища?
— Не только. Недавно приехала хорошая молодая пара из Москвы, где в ноябре минувшего года мы выступали в рамках гастролей по России. Красноярское хореографическое училище очень поддержало и порадовало. Здесь сильное народное отделение, которое можно сравнить со школой-студией при ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева и с Воронежским хореографическим училищем, известными как кузницы молодых кадров для народного сценического танца.
Танец — искусство молодых. Зрителям всегда приятней смотреть на задорные лица с искрящимся взглядом, на гибкость молодого тела. Это завораживает, вдохновляет, а когда ещё подкреплено мастерством, виртуозностью, особенно здорово! У нас есть молодой танцор Илья Рыбаков, второй «рыжий», который сейчас солирует в ярком, колоритном номере «Сибирская потеха». Мы возродили этот танец на современном уровне, повторили уникальные костюмы, созданные художницей Елизаветой Аксельрод. Хорошо вписался в репертуар выпускник хореографического училища Демьян Тухтачёв. Недавно у него была премьера. В ансамбле по типажу он занял место танцовщика Николая Горошевского, который после окончания артистической карьеры руководил коллективом с 2001 по 2005 годы. Есть талантливая молодёжь — значит, есть куда расти и двигаться.
О власти и зрителях
— Сегодня далеко не к каждому крупному творческому танцевальному коллективу так заботливо, как к ансамблю танца Сибири им. М. С. Годенко, относятся власти.
— Коллективу в этом плане повезло изначально. К ансамблю и самому Михаилу Семёновичу Годенко власть была настолько внимательна, что делала всё возможное и невозможное. Как сценическая площадка для ансамбля был построен Большой концертный зал Красноярской филармонии. Артисты больше находились не дома, а в Москве, Ленинграде, Сочи — демонстрировали своё искусство по всему земному шару. И сейчас руководство Красноярского края прекрасно понимает, что наш уникальный коллектив является не только лицом края и Сибири, но и одним из ведущих коллективов России, всячески поддерживает, выделяет средства на постановки, приобретение сценических костюмов, укрепление материальной базы.
Предыдущий губернатор края Александр Геннадиевич Хлопонин был также любезен. Ансамблю, в частности, подарили два новых автобуса. Хороший и комфортный транспорт — это тоже наш инструмент. Артисты, тем более активно гастролирующие по краю, должны работать в нормальных, человеческих условиях. Проехав порой сотни километров, после дальней дороги они должны не просто выйти на сцену, но и показать своё мастерство.
— Как оцениваете уровень сценических площадок в городах и районах края?
— Львиная доля площадок может принять отнюдь не полный состав ансамбля. Мы просто физически не помещаемся на этих сценах. Уже не говорю о технических условиях, отсутствии звука, света. В итоге зритель не видит полноты картины, качественной подачи нет. Можно было бы возобновить замечательные традиции, когда районы выезжали туда, где площадки позволяют выступать артистам в более полноценном творческом виде. Людям, проживающим под Красноярском, будет проще и удобнее, если для них организуют автобусы и привезут в БКЗ. Не все имеют возможность сесть и с семьёй приехать на концерт ансамбля, заодно, кстати, ещё и полюбоваться современным, обновлённым видом здания Красноярской краевой филармонии. Было бы неплохо такие мероприятия включить в план социально-культурной программы на уровне муниципалитетов, края.
О возрождении народно-сценического танца
— Как вы считаете, получится возродить интерес к жанру народно-сценического танца?
— В жанре был провал, особенно после ухода создателей таких известных коллективов, как Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка», Государственный русский народный хор им. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева, Государственный академический ансамбль танца Сибири им. Михаила Годенко. Уходит поколение, и встаёт актуальнейший вопрос: как дальше жить, существовать и развиваться этим коллективам? Кто станет преемниками великих мастеров? При поддержке правительства Красноярского края мы запустили уникальный проект — проведение Красноярского открытого фестиваля народно-сценического танца «Истоки. Ветер перемен». В июне 2011 года в пяти концертах фестиваля приняло участие 17 ведущих коллективов России. Подобный творческий обмен очень важен для возрождения жанра народно-сценического танца.
В июле минувшего года в рамках тура коллектива в честь своего 50-летия ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко провёл двухнедельные гастроли по Северному Кавказу. В концертах из двух отделений по старой, забытой традиции коллективы танцевали по принципу «в очередь». Первым начинал академический ансамбль каждой республики, потом выступали наши артисты. Это замечательно сработало! В мае с концертами к нам приедет коллектив из Владикавказа.
— Какие из постановок Михаила Семёновича Годенко вам наиболее близки?
— Это, безусловно, танцевальная сюита «Сибирь моя». Она является визитным номером ансамбля, как правило, с неё мы начинаем концерт. У танца сильное эмоциональное начало, которое сразу подкупает зрителей стилистикой сибирского колорита. Замечательны лирические хороводы «У колодца», «Вечерний звон», который стал реквиемом работы Михаила Семёновича. Не оставляют никого равнодушными казачий пляс «Красный Яр», шуточный танец «На птичьем дворе», который сделан в интересной эстрадной манере. Очень колоритный и своеобразный номер «Вдоль по улице», или «Параня», как мы его называем. Танец «Ярмарка» сложился из нескольких номеров, вырос в масштабную картину сибирской ярмарки. Не могу не отметить соавтора и партнёра Михаила Семёновича — композитора Владимира Корнева, без музыки которого трудно было бы достичь полной гармонии в постановках. Абсолютно вписаны в логику репертуара такие номера преемника Годенко Аркадия Кондакова, как «Скамейка», «Черёмуха», «Мосточек». Своей драматургией, лирикой они показывают ещё одну грань творчества коллектива, сильного талантами не только профессиональных танцовщиков, но и актёров, способных создавать яркие образы.
О танце и о себе
— Вы видели Михаила Семёновича при жизни. Как считаете, приглашение возглавить ансамбль танца Сибири не было случайностью?
— Думаю, моё появление в Красноярске на определённом этапе возрождения коллектива — воля судьбы. Мне посчастливилось видеть Михаила Семёновича, когда я был учеником Московского академического хореографического училища. Ещё тогда я соприкоснулся с историей создания ансамбля танца Сибири. Мой дед, Игорь Александрович Моисеев, на этапе становления коллектива был активным консультантом, его имя упомянуто в первой афише коллектива. Фольклор всегда существовал, но в чистом виде, к сожалению, его невозможно показать на академической сцене. Дед поднял жанр народно-сценического танца, дал ему профессиональную основу. Когда меня пригласили к соавторству, к работе в ансамбле танца Сибири, это показалось рискованным, но я решился на творческий и жизненный эксперимент, потому что этот жанр мне ближе по крови, я в этой атмосфере, на этом репертуаре вырос.
— Расскажите о своей семье.
— Бабушка — народная артистка РСФСР Тамара Алексеевна Зейферт, была партнёром и соавтором Игоря Александровича, занималась не только постановками, костюмами, но и была исполнительницей всех сольных номеров. Вся семья: мама — заслуженная артистка РСФСР Ольга Игоревна Моисеева, отец — заслуженный артист РСФСР, солист ансамбля Борис Владимирович Петров, сестра отца, моя двоюродная сестра — жили в этом коллективе. Мама закончила карьеру солистки, работает сейчас балетмейстером-репетитором. Мне было на чём воспитываться, расширять творческий кругозор. А так как в нашей семье заведено доказывать свою состоятельность, особенно деду, я повторил путь Игоря Александровича. Окончил хореографическое училище, был принят в Большой театр ведущим характерным солистом. С партнёром мы создали Русский национальный балетный театр, который сегодня успешно гастролирует по всему миру. Но поддерживать и развивать традиции народно-сценического танца мне, безусловно, по духу ближе, интересней.
— Это трудно? Или всё-таки интересно?
— Это непросто, о чём свидетельствует наш опыт подготовки к празднованию 50-летия ансамбля. Пригласили балетмейстеров — из созданных ими в стиле ансамбля 14-ти номеров лишь несколько выдержали испытание, но и это отрадно. В ближайшее время предстоит доводить до совершенства, вписывать в канву выступлений коллектива номера, которые пока находятся на втором плане. Не говорю уже о танцах из «золотого фонда» Михаила Семёновича Годенко, которые давно не исполнялись. К примеру, это «Северная сюита», которая ярко отражает колорит народов, населяющих край, публика этот номер помнит, спрашивает. Заслуживает внимание программа «Танцы народов мира». Так что перспектива широкая и интересная.
О культуре, бане и рыбалке
— Как вам живётся в Красноярске? Помимо работы есть интересы, увлечения?
— Живётся нескучно. Город нравится, особенно старая его часть, её шарм, колорит. Люди в Красноярске и в Сибири совершенно другие, не так озлоблены, не так черствы, не так озабочены финансами, как в столице. Всё проще, душой отдыхаешь. Красноярск культурный, очень интересный город, здесь хорошие театры, с гастролями приезжает много замечательных артистов. Я смог побывать на концерте выдающегося пианиста Дениса Мацуева. В Москве физически не мог этого сделать в связи с несовпадением графиков и вообще со сложностями попасть на его выступления. Радует, что живу я в шаговой доступности от работы, как и хотел, чтобы не быть привязанным к транспорту. Для меня оказалось сюрпризом, что «пробки» в Красноярске бывают не хуже, чем в Москве.
— Были в сибирской бане, на рыбалке?
— Я любитель бани с веником и холодной купелью, здесь, благо, такая возможность есть. С ребятами стараемся регулярно посещать баню. Я в этом плане совершенно демократичный руководитель, тем более что у нас не такая большая разница в возрасте. Природа, места замечательные! Отличная рыбалка, мне удалось побывать. Хотя я не рыбак, но получил огромное удовольствие!
— Как оцениваете состояние российской культуры?
— Дед мой перед уходом охарактеризовал ситуацию в культуре как время войны с воинствующей бездарностью. Становится всё меньше и меньше глубоких личностей, профессионалов. Есть молодые, способные и замечательные люди, но и много конъюнктуры, заинтересованной в прославлении собственного имени и зарабатывании денег. Таким не интересно раскрывать таланты собственной страны. Мы больше оглядываемся на Запад. А о России есть что рассказать, написать, о чём снять хорошие фильмы. Сейчас повсеместно ставят мюзиклы. Разве кто против этого жанра? Но надо знать и понимать его специфику, не отказываться от своего — уникального и наработанного, в угоду эстетики и культуры другого народа и государства. У нас есть интересная оперетта, опера с её классическими сюжетами и гениальными композиторами. Хочется, чтобы Россия как государство развивалась, сохраняя свой уникальный, многонациональный колорит. Нам надо поддерживать то, что стало классикой в русской культуре, в том числе и народно-сценический танец. Многие традиции, к сожалению, особенно в этномузыке, фольклоре, безвозвратно уходят вместе с людьми.
Справка
Владимир Борисович Моисеев родился 13 апреля 1963 года в Москве. Его дед — Игорь Александрович Моисеев, создатель легендарного Государственного академического ансамбля народного танца. В 1981 году Владимир Моисеев окончил Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), был принят в балетную труппу Большого театра России ведущим характерным солистом. В его репертуаре — партии Великого Брамина, Магедавея, танец с барабаном («Баядерка»), Иллариона («Жизель»), Короля мышей («Щелкунчик»), Визиря и Незнакомца («Легенда о любви»), Эспада и Болеро («Дон Кихот») и другие. Позднее Владимир Моисеев окончил балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства по специальности «режиссёр-балетмейстер». Он заслуженный артист РФ, народный артист республики Северной Осетии — Алании, заслуженный артист Кабардино-Балкарии. Создатель Русского национального балетного театра. Сейчас — художественный руководитель Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко.