- Ты мне давала когда-то, еще в начале знакомства, свои статьи. Дай мне что-то почитать в самолет.
И я нашла пару материалов о людях, имена которых в последнее время звучат в новостях: Кличко и Круг. Статей было много, но нам уже некогда было тратить время на их поиски:
- Остальные посмотришь на сайте.
- А что там?
- Фильм Романа Гургеновича Балаяна номинирован на "Оскар". Он о Параджанове. Там материал о нем. А вот беседу с подругой Алины Кабаевой - олимпийской чемпионкой Екатериной Серебрянской так и забываю выставить. Для памяти стоит на моем сайте только фото. Потом как-нибудь дам тебе верстку сборника моих интервью под названием "Папа".
- Почему "Папа"? "Даша и папы" - предлагаю как вариант.
- Ну, я серьезно. "Папа" потому, что так называлась моя рубрика - интервью с детьми известных в России людей, ты же знаешь.
Специально для журнала «Медведь» - Дарья Кашина
Отвечает: Виталий Кличко – чемпион мира в супертяжелом весе по версии WBC, политик, лидер блока Кличко.
Беленькая кофейная чашечка кажется в руках Виталия игрушкой. Как и все предметы вокруг.
Мы сидим за столиком, как персонажи картины Пикассо «Девочка на шаре». Мне хочется обо всем узнать у человека-легенды. О детстве, родителях, юности, смешных и грустных случаях. Но! Я вспоминаю, как наш редактор говорит: «эмоции важны женщинам, мужчинам — факты». И задаю Виталию мужские вопросы.
- Что такое подготовка боксера?
- Это как в шахматах - все начинается задолго до боя. Впереди идет анализ. Каждый ищет противоядие от сильных сторон своего противника.
- Как это происходит?
- В боксе часто все зависит от очень многих факторов, и нужно быть к ним готовым. Сама же подготовка традиционна. Это обычно восемь-девять недель, максимум десять-одиннадцать. Она разбивается на четыре фазы. Первая - работа с металлом, отяжелениями. Вторая - кондиционная подготовка, на выносливость. Дальше идет специальная подготовка - спарринги, лапы. Последняя фаза - самая важная - психологическая подготовка, она занимает последнюю неделю. Это восстановление после тренировок, полный отдых, во время которого снимается утомление.
- Наверное, мы встретились в этой фазе. Ведь через неделю бой.
- Какая диета? Актуален ли тот «кусок мяса», который описал в своем рассказе Джек Лондон? Нужно ли тяжеловесу сбрасывать вес или напротив – наращивать?
- Во время сбора придерживаюсь специальной диеты: ем овощи, спагетти, мясо. А насчет «куска мяса», то, как без него! Что касается веса, то вот уже много лет он у меня почти неизменен. Спасибо зарядке, - улыбнулся он недосказанному пионерскому слогану.
Стараюсь постоянно находиться в хорошей физической форме. И даже после 4-летнего перерыва, не будучи в тренировочных лагерях, все равно продолжал и продолжаю заниматься спортом. Мой жизненный принцип: «В здоровом тебе – здоровый дух».
- У Украины с Россией сейчас не самые простые отношения. Что могут сделать спортсмены и вообще популярные люди, чтобы это напряжение хоть как-то сгладить?
- В спорте, в отличие от политики, есть правила. Мы можем дружить и болеть друг за друга, а противниками становимся только на какой-то определенный промежуток времени, ограниченный состязанием. Никому ведь не пришло в голову сказать, что «Кличко победил Кубу», когда я выиграл в поединке против Сэмюэля Питера, или «Кличко обидел Америку», когда потерпел поражение Крис Арреола! За победителя одинаково радуются болельщики на всех континентах, вне зависимости от цвета кожи, национальности. И когда политики начинают окрашивать спортивные победы политическими красками, это сразу же видно. Попытки политиков заработать себе бонусы на цветах флагов заканчиваются провалом .
- Значит вне политики между нашими народами все Ок!
- Благодаря чему в мире наступила эпоха тяжеловесов из бывшего СССР? Валуев, Маскаев, вы… Это потому что исчезли талантливые американцы? Или у нас какая-то особая школа? А может, стечение обстоятельств?
- Необходима цель, и огромное желание для достижения этой цели.
- То есть у наших больше интереса к этому.
- Когда-то я поставил перед собой тяжелое задание: втиснуться, заставить обратить на себя внимание, заставить уважать себя - и для этого потребовалось много времени. Только лишь после поединка с Ленноксом Льюисом американцы согласились, что Кличко может боксировать в Америке и может претендовать на звание чемпиона мира. В этом году - 10 лет с того момента, как я завоевал свой первый пояс чемпиона мира…. Сегодня 3 из 4 мировых титула принадлежат Кличко. Остался лишь последний…
В СССР была серьезная школа бокса, имеющая давние традиции. В сборную СССР существовал очень жесткий отбор: чтобы попасть в команду, надо было стать лучшим в своем весе. Теперь у ребят появилась возможность проявить себя на Западе. Советская школа, или теперь школа бокса республик постсоветского пространства будет доминировать и впредь. К примеру, украинский профессиональный бокс сейчас переживает небывалый подъем. Несмотря на то, что понятие «профи-бокс» в нашей стране появился всего 16 лет назад, на данный момент Украина по количеству чемпионов мира занимает третье место в мире, уступая лишь США и Мексике, превосходя такие известные «боксерские» страны, как Великобритания, Германия, Россия. У нас в стране великолепная любительская школа, и это на фоне очень высокого интереса к боксу со стороны украинских зрителей. В этом плане наш спорт уступает пальму первенства лишь футболу. И здесь несомненным лидером на рынке выступает промоутерская компания «K2 East Promotions».
- Кто это?
- Мы. Мы занимаемся организацией турниров по боксу мирового уровня, поиском и продвижением профессиональных боксеров, а также создание всех условий для их качественных тренировок и блестящих побед над самыми сильными бойцами современности.
- Рокки—хороший фильм?
- Именно этот фильм в свое время оказал большое влияние на нас с братом,- улыбнулся Виталий.
Мы его смотрели еще при Союзе. Хотя с боксом там мало что связано. Киношная история. Прошли годы, и Сильвестр Сталлоне пригласил нас сняться в его «Рокки-6».
- Классно войти прямо в свою мечту!
- В профессиональном боксе огромную роль играют промоутеры. Именно они назначают бои, по крайней мере, без них это невозможно. Существуют ли в профессиональном боксе какие-то фиксированные правила, по котором претендент на титул может стать соперником чемпиона? Или достаточно мощной поддержки промотутера?
- Промоутер дает спортсменам толчок. В свое время наш выбор мы остановили на Клаусе-Питере- Коле. Затем мы решили - хватит, пора стать промоутерами у самих себя. Мы создали промоутерскую компанию, передаем опыт ребятам.
- Как это происходит?
Мы учитываем интересы наших партнеров в любом из направлений. Дело в том, что конфигурация не такая уж и простая. Должен быть интерес к поединку со стороны зрителей, со стороны телеканалов, и должны учитываться правила WBC. Все составляющие должны, как пазлы, составляться. Наша промоутерская компания К2, как правило, находит общий знаменатель.
- Оказывают ли денежные мешки давление на боксеров – и в каких формах?
- В боксе, как и во всем спорте, роль личности огромна. Есть люди, к мнению которых я прислушиваюсь. Легендарный Мухаммед Али посоветовал нам взять права на свои поединки в собственные руки. Мы приняли это к сведению и сами являемся промоутерами, у нас успешная промоутерская компания R2 Promotion, которая имеет дочернюю структуру в Украине, К2 East. Знаете, почему Мухаммед Али так нам тогда сказал? Потому что ему не принадлежит ни одного права на показ собственного боя. Как вы думаете, кто их обладатель? Конечно, же, Дон Кинг!. Никто не может сравниться с ним в манипулировании боксерами. Гениальная изворотливость знаменитого деятеля боксерского шоу-бизнеса позволила ему нажить (и далеко не всегда честным путем) огромные капиталы. Впрочем, к судебным разбирательствам Кингу не привыкать. Сотни раз его безуспешно пытались привлечь к уголовной ответственности за финансовые махинации. Но каждый раз разбирательство заходило в тупик. Майк Тайсон грозился отсудить у этого промоутера крупную сумму денег, что-то порядка $100 млн. Но ничего у него не получилось, Кингу удалось все так провернуть, что суд все-таки не состоялся. С Тайсоном он договорился уладить конфликт за $10 млн. Американский боксер заработал в ринге сумасшедшую сумму - порядка $500 млн, но сейчас он банкрот.
- Вы переехали в 90-е годы, начали выступать в Европе. Вас не пыталась «приручить» русская или украинская мафия?
- Соблазнов было очень много. Я помню начало 90 годов: был такой момент, когда у меня не было кроссовок, я тренировался босиком в ринге и разговаривал с тренером. Мы говорили о жизни, общались, я философствовал: "А, может быть, пойти тем же путем, которым пошли ребята? Они ездят на крутых машинах, носят красивые вещи, а я провожу в спортивном зале практически все свое время, тренируюсь..." И я благодарен тренеру. Владимир Золотарев сказал: "Виталий, когда-нибудь у тебя все будет и на много больше, но самое главное - у тебя есть цель и ты должен достичь этой цели. Ты станешь чемпионом мира и все свои мечты и желания ты сможешь реализовать". Я верил ему, верил как моему отцу и он был прав. Сегодня я могу сказать спасибо.
- Какие у вас увлечения, помимо бокса? И влияют ли они на бокс? Помогают, мешают?
- Бокс – это не вся жизнь. Жизнь имеет много граней. И времени их все перечислить не хватит. Интересно прочитывать новые страницы, открывать новые страны. Спорт открыл передо мной многие двери. Спорт – это ключ. Благодаря нему, я познакомился со многими известными и интересными людьми. А среди моих хобби, то могу назвать шахматы, кайтсерфинг, фотография.
- Давайте сделаем вместе с нашей редакцией Вашу первую фотовыставку в Москве!
После того, как вы дубасите друг друга 12 раундов – можно ли с этим человеком потом встретиться, поговорить, зайти к нему в гости, выпить чашку кофе? Или это уже невозможно даже теоретически?
- Почему невозможно? Повторюсь – спортсмены являются соперниками только лишь определенное время.
- Вот бы так во всех сферах вели себя люди. Особенно в бизнесе.
- Есть ли в мире соперники, которые вызывают у Вас опасение? Или таких больше нет?
- Я готов встретится с любым соперником в мире и доказать, что я сильнее его и по праву владею поясом, которым в свое время владел Мухаммед Али, Джордж Форман, Майк Тайсон, Леннокс Льюис и я достойный приемник.
Вулканическая жизненная сила Виталия передается собеседнику. Становится понятно, что нет нереальных планов для правильного человека.
«Водитель»
«Ах, путь дорожка, фронтовая.
Не страшна нам бомбежка любая.
Умирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела», -
Под шипение иглы звучала во многих домах с дедовских патефонов «Песенка фронтового шофера». О человеке наездившим по российскому бездорожью тысячи километров и случайно ворвавшемся в свою необъявленную миру войну, мы беседуем с симпатичной женщиной:
- Кем он был по профессии? – уточнила я.
- Водитель. Так и напиши – водитель, - утверждает она, видя мое удивление.
Мы беседуем о Михаиле Владимировиче Круге с его вдовой. У нас легкий разговор о тяжелом, потому, что Ирина – легкий человек. Это нынче редко. «Со мной трудно не поладить», - комментирует она. И это правда.
- Я живу весело, чтобы не было грустно и плохо. Все, что изменило мою судьбу, случилось со мной в 23 года. Мне хотелось, чтобы дома не поселилась скорбь. Чтобы все было как при Мише. А то ведь как было: плачу – он рядом. Хожу по дому – он рядом и дает о себе знать. Обращаюсь. Советуюсь. И про хоккей сына, которого он этому обучал. И про все. Вспоминаю его слова «Петь хотите, Ирина Владимировна? Караоке куплю». И его улыбку.
Как дом доделать – советовалась. Кого там поселить - тоже. Он видит, что сына я его вырастила. Дима парень хороший, спокойный, что после пережитого, да и вообще, редкость. Есть еще вопросы о муже? Давай! Вот знаешь, такого мужика найти трудно.
Не пьющий, не гулящий, все вкладывающий в семью.
- Мне кажется, что кроме всего сделанного им, строки Михаила Владимировича стали моральным кредо части людей своего поколения. Тех, кто мог себе позволить быть свободным и уважать себя. Это я – о строках:
«Но другим никогда,
Никогда я не буду!
Если что-то не так,
Вы простите меня».
Люди под давлением обстоятельств мимикрируют легко, а он – нет. Фраза о прощении напоминает сцену в церкви, когда прихожанин перед исповедью поворачивается к людям и говорит именно эти слова.
- Да, наверное. Мы каждое воскресенье ездили в церковь. Сама не езжу почти. Мало в религию вникаю. Верю в Мишу. Иногда мне кажется, что его религией были все мы – родные. Ведь пережив крушение первой семьи, он поставил себе цель создать свой Храм, Замок, убежище, дом. И создал его. Этим он что-то доказывал. Людям, себе, сыну, первой жене. Что при условии домостроя – все получится. Детей он очень любил. Мне было надежно. И казалось, стабильно.
- Где он обычно работал над песней?
- В ванной. Она была шикарная, уютная и, видимо, вдохновляющая на идеи. Человек расслаблялся и эмоции выражались тем, что становились хитом. Там он и записывал пришедшее в голову. Нет, он не думал, что его творчество станет так широко известно. Куда бы он не предлагал его когда-то, ни на радио, ни на телевидении его песни не звучали. Только очень давно, в юности, он участвовал в конкурсе бардовской песни, где его выделил и похвалил Клячкин. Видно, и слог и энергетика у юноши уже были.
Я познакомилась с ним известным, когда его уже все знали. И то, как он появился в эфирах, я не видела. Знаю, что с давним знакомым Вадимом Цигановым они сняли клип. И с этого момента началась раскрутка имени.
- Вы дружите?
- Кончено. Вика, жена Вадима, у нас крестная. Думаю, что она настоящая крестная мать, как задумано в православии. У людей чаще – это формальная традиция.
- У Вас остались еще друзья Михаила? Ведь в беде многие исчезают.
- Остались. Мы общаемся. Я к ним ни за чем не обращаюсь. Но на них надеюсь. Они отзывчивы.
- Какое любимое блюдо было у Михаила Владимировича? Спрашиваю потому, что часто в этой детали – тоже характер человека.
- Он любил простой классический борщ.
- Пишут ли Вам зрители?
- Да. Но теперь половину писем не читаю. Наткнулась на такое плохое письмо, что больше не интересно мне стало читать случайные мысли незнакомых людей.
- Могли бы Вы давать концерты в тюрьмах?
- Нет. Совершенно. Простите. В женской – и то. Такие слушательницы бывали у меня на концертах. Подходили. Мне хотелось им сказать: приходите, милые, буду для вас петь часами. Только выйдите оттуда. И все, кто не только это, а любую драму пережил, забудьте. Живите весело. Это возможно. Доказательство этому – моя судьба. Мои песни.
- Удачи и счастья Вам, Ира. Мне запомнились слова коллеги-журналиста Олега Кашина: «Она очень хороший человечек». И в этом я сегодня убедилась.
Уезжая, я включила радио. И наткнулась на «Шансон». Звучал, ставший еще более знакомым голос Михаила Владимировича Воробьева. Человека, с нестандартным псевдонимом – Круг. В центре которого были его стандартные, древние человеческие ценности – семья, дети, Бог.
А впереди, за лобовым стеклом, иссеченным мелким летним дождем, бежала дорога. И казалась – бесконечной...
Даша Кашина