среда, 28 ноября 2012 г.




Напомню то, что в ансамбле, наверное, забыли: на должность худрука в коллектив пришел талантливый человек, с большим количеством творческих идей.
      А теперь - то, что они не забыли: он встретил стойкое сопротивление новому, которое так редко находится и поэтому ценится в народном искусстве. Встретил культ старого.В связи с этим, я дала видео с выступлением коллектива культурологам, историкам, фольклористам, хореографам, артистам Большого театра.
      Общий вывод: то, что они увидели - к искусству отношения не имеет. И с этим надо сразу определиться. Это салат из псевдо-фольклора и эстрады, стилизованные под самодеятельность. Здесь отсутствует стильность, присущая ряду ансамблей СНГ: Сухишвили, на афише у которых есть штамп - "Всегда новое", Белорусскому государственному ансамблю, с их удивительно современными костюмами и многим другим.
      Например, Америка прошла большой путь к современной культуре от быта первых поселенцев. Но стильно сохранила в пэчворке своей страны то, что свойственно и ирландскому и русскому лоскутному одеялу.
     Можно сделать вывод, что "годенковцы" были имитирующим самодеятельность ансамблем. Карикатурой или лубком на истинно русскую народную культуру. Где канкан соединен с кадрилью и скоморохами в хореографии , в костюмах и прическах девушек, под героиню Светличной из актуального тогда фильма "Бриллиантовая рука"  (которая тоже была карикатурой на западную модель).
     Когда-то в Париже был показ мод под названием "Папаха, рубаха и Анна Каренина", что шутливо намекало на микс из русского, сделанного иностранцами.
      В ансамбле подход к русской культуре похож на взгляд иностранцев, не выросших в стилистике этой культуры и смотрящих через призму сарказма. Для Давидовича и Годенко это была ирония над тем, чем им приходилось заниматься по заказу власти.
      Что касается обновления репертуара. В начале совместной работы с коллективом, в юбилей ансамбля, худруком было выбрано для постановки под его ответственность десять танцев и предложено их поставить восьми хореографам (в повторяющихся строках из года в год, написанных филармонией, в этом месяце упоминалось 14 новых номеров, якобы существующих в репертуаре). Почему осталось три? Объясните журналистам, зрителям. Кто оставил их только три. Почему возникает фраза в интервью, что они не прижились. Кто решает - прижиться они должны были или нет. И по-моему, после этого пора закрыть тему о том, что Моисеев должен что-то обновлять. Если коллективу и руководству края это лень, то и В.Моисеев - никому ничего не должен, кроме того, что делает.


P.S. Прилагаю статью, которую вряд ли прочли люди из ансамбля, устало и безразлично разбегающиеся домой с мыслями "когда же все это кончится", как сказал супруг хореографа А.Лысенко в последнем интервью у поезда. Тем более, что статья опубликована в московской прессе - в "Новой газете". И если бы филармония собирала рецензии все, а потом обсуждала их на общих собраниях, то коллектив продвинулся бы на два года вперед. Написана она была в 2010 году после фестиваля "Ветер перемен" журналисткой, писавшей ранее о хореографии разных стилей. 


Вам не дует?

В Красноярске попробовали модернизировать народно-сценический танец
Заявка была роскошной: показать на новой сцене Большого концертного зала Красноярской филармонии лучшие сибирские коллективы народно-сценического танца, многообразие форм переосмысления фольклора, а главное — начать диалог народного и современного танцев. Название форума «Истоки. Ветер перемен» словно говорило: и мы за модернизацию, Дмитрий Анатольевич.
Оказалось, что «народники» и «современники» живут в разном времени и пространстве. Руководители народных коллективов стремятся дружить с начальством и соблюдают первый ритуал мимикрии: одеты, как чиновники и бизнесмены, в деловые костюмы. Вовремя рассказывают правильные анекдоты и знают свое место. Задача большинства из них — сделать свои ансамбли губернаторскими, представительскими и бесперебойно выступать на краевых, областных, региональных фестивалях — вполне соответствует пониманию местными властями задачи по культурно-патриотическому воспитанию.
Коллективов современного танца пригласили всего два против десятка народных — самарский «Скрим» Эльвиры Первовой и нижегородскую «Ракету» Данилы Верещагина. «Скрим» депортировали на родину ночью после выступления. Видимо, чтобы не участвовали в утренней научной конференции, не занимались идеологической диверсией, рассказывая об идеях свободного тела и свободного мышления, выраженного в хореографии. Маленькую детскую «Ракету» отправили домой следом — участия в гала-концерте фолк-модерн оказался недостоин, хотя именно он соответствовал заявке форума.
Встречи народного и современного танца не произошло, хотя организаторы форума, очевидно, хотели этой встречи не для галочки. И в первую очередь главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, которая много лет просвещает нелюбопытный балетный мир о положении дел в народном и современном танце и четко проговаривает мысль: без пристального интереса друг к другу в тупик себя загоняют и балет, и народный танец, и «современники». Просто потому что элементарно нарушают обмен веществ, варясь в собственном соку. И действительно, на научной конференции вместо вгрызания в суть работы, разговора о методах сохранения архаики через архивацию и переосмысление говорили о низких зарплатах, бранились, просили руководство (любое!) написать и адресно выслать методический и музыкальный материал — который тем временем в изобилии выложен в интернете и бесплатно распространяется через региональные дома народного творчества.      О сохранении ли наследия можно говорить, когда на каждом участнике башкирского ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, ученика Игоря Моисеева, — шапка, на которую пошло по три чернобурки, а их 60 душ? По одежке и результатам научной конференции получилось, что народные коллективы интересует сохранение материальной культуры путем набивания сундуков новыми фолк-костюмами и место в номенклатуре, а не творческое переосмысление фольклора и возвращение его на улицу. На сцене народный танец становится академическим, утверждающим канон: «Так плясали наши деды, не изменим ни одного шага в хороводе». Зал засыпает, так как видел то же самое 20, 30 лет назад, но на поклонах встряхивается и виновато аплодирует.
Принудительно привить интерес к новому руководителям народных коллективов невозможно: или человека интересует живая жизнь танца и он имеет вкус к отбору новых выразительных средств —  или нет. Пока народники демонстрируют политически выгодное, но неискреннее стремление к модернизации, которая по-честному требует полной перетряски мозгов и телесных привычек.
  Виртуозный трюк, бодрая танцфизкультура удивят новичка и туриста, но, радуя глаз нарядами и солдатской выправкой танцоров, «промолчат» о почве, на которой появились, и чувствах, которые когда-то вдохновляли народный танец.
Заявлять и замыливать встречу народного и современного танца не надо, даже во имя идеи соответствия президентскому курсу. Слишком много людей в 1920—1930-х годах, занимавшихся пластическим экспериментом и выращивавших в себе нового свободного советского человека, погибли в сибирских лагерях как раз за попытку внутренней свободы через свободную пластику.
На месте Большого концертного зала, где так пока и не повеял ветер перемен, когда-то стоял храм первого красноярского острога. Лучше — как на духу: может, через два года, когда обещают продолжение, попытка диалога будет более удачной. Традиционный и экспериментальный танцы встретятся и вырастят новые нужные им смыслы.


Екатерина Васенина
"Новая газета"



воскресенье, 25 ноября 2012 г.


В ожидании концерта. Зам директора ансамбля предлагает зрителям рекламную продукцию.




пятница, 23 ноября 2012 г.






Пресс-конференция за пресс-конференцией! :)
Еще когда Моисеев был в Москве, я, как пресс-секретарь этого лица обратилась ко всем средствам массовой информации по пути тура и пригласила их встретиться с интересным человеком и посетить наш сайт. Впереди - Ижевск, Краснокамск, Красноуфимск , Нижний Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Курган, Тюмень, Уфа .


воскресенье, 11 ноября 2012 г.


Существуют ли фестивали характерных балетных танцев на больших сценах мира? Сейчас- нет. А
некоторое время назад идею такого фестиваля воплотили в жизнь Ю.Малхосянц и В. Моисеев. Его поддержали коллеги Большого. Ведь характерный танец-основа старинных балетных спектаклей, без которой в спектакле можно разобраться только с программкой в руках или по либретто. Юлиана Малхосянц- из известной династии. Этот фестиваль памяти ее отца .В нем постоянным участником был , Владимир Моисеев. Энергия Этих людей восхищает. Посмотрите только видео с фестиваля и убедитесь в этом. Его можно было бы назвать « Как молоды они были! Как верили в себя!» И невозможно поверить, Что , как в песне А.Градского: "Первый тайм они уже отыграли". Но, действительно, «сумели понять- чтобы их на Земле не теряли надо только себя не терять.»
Все участники того фестиваля полны творческих замыслов. несмотря на наступающий юбилей Владимира Моисеева. Полувековой. Что при взгляде на него, кажется, нелепо. Кажется он нас разыгрывает. А ему не больше 35.Ну правда же?!




четверг, 8 ноября 2012 г.


Знакомый с детства Владимиру Моисееву «Конек-горбунок» поставленный в России еще до революции А.Сен-Леоном впервые еще в детстве вызвал у него интерес к народным танцам. Там такой замечательный дивертисмент,- вспоминает он,- Русская, украинский, венгерка, татарский и танец уральских казаков,- идущие всегда под овации!»




понедельник, 5 ноября 2012 г.


Танцевать можно все. Айседора Дункан танцевала музыку Шопена. В древности римский танцовщик Мемфир убедительно и прекрасно изображал танцами систему Пифагора. В этом с ним не могли сравниться лучшие ораторы. В наше время сказали бы- не надо сравнивать круглое и тяжелое. Действительно, приведенный факт показывает, что эмоции сильнее слов. Так устроены люди. В. Моисеев танцевал все-мужественность, рыцарство, любовь- а может он во всем этом танцевал себя свои мечты, юность, коктебельское детство. Где море и горы абсолютно древнегреческие. Там в греческой тунике, похожий на Зевса Максимиллиан Волошин на своих праздниках оживлял живые фигуры с древних ваз. Например, был номер, где танцовщица в желтом покрывале на светло-голубой подкладке из цельного куска прозрачной материи танцевала быстрый танец Венеры, выходящей из волн. В белокурые волосы была вплетена нитка жемчуга, на руках звенели браслеты.
Значение танцев для психики людей подтверждает и такой исторический факт. Когда в Риме начался голод император Константин изгнал из города всех философов. И набрал три тысячи танцовщиков и танцовщиц, которые одни могли укрощать мятежный дух толпы.

Так позднее Иосиф Сталин поручил Игорю Александровичу Моисееву сделать то же самое в трудные годы с той же целью. Зная, что хлеб и зрелища - понятия равноценные.